01.09.2022
Все начинается с ясельной группы.
Ясельная группа – это
период адаптации к абсолютно новой для малышей форме общения и поведения.
Разлука на целый день с родителями, привыкание к незнакомой обстановке, к играм
сверстников отражаются на психоэмоциональном состоянии детей. Помочь максимально
комфортно пройти этот этап развития могут некоторые особенности режима в
ясельной группе.
В первую очередь, полноценный послеобеденный сон. Отдых в середине дня безусловно нужен в таком возрасте. Оптимальным временем единогласно принято укладывать спать ребенка после обеда на 2-3 часа. Этого промежутка времени достаточно для того, чтобы нервная система получила свою порцию отдыха во избежание перевозбуждения. Нахватавшись впечатлений за первую половину дня, малыш не будет воспринимать информацию дальше, не отдохнув.
Немаловажно в
распорядок дня включать прогулки на свежем воздухе. Помимо полезного влияния
свежего воздуха на физическое здоровье ребенка, нужно учесть психическую
разгрузку, сопутствующую прогулке. Дети на свежем воздухе раскрепощаются, активнее
себя ведут. Познавательная функция очевидна – на улице малыши постоянно
открывают что-то новое для себя в природе. Песок, трава, деревья, кусты,
насекомые – летом; лед, снег, иней – зимой. В возрасте 2-3 лет закладываются
понятия основных природных явлений.
Невозможно представить себе ясельную без игровой деятельности. Любая совместная игра, будь она активная или не очень, приобщает ребенка к коллективу, знакомит его с порядком соблюдения алгоритмов и правил. В играх дети максимально раскрываются, ведут себя непосредственно и при внимательном наблюдении воспитатель через этот вид деятельности находит правильный индивидуальный подход к каждому воспитаннику, что благоприятно влияет на психологический фон группы.
Следует отдельно
отметить важность творческих занятий ясельной группы. Музыка, рисование, лепка
из пластилина благотворно сказываются на детях 2-3х летнего возраста.
Развивается индивидуальность каждого ребенка, усидчивость и любовь к созиданию,
а не разрушению.
Многие никогда не
держали в руках карандаш или не пользовались красками. Первоначальной задачей воспитателя
становится выравнивание уровня подготовки детей. Его задача пояснить и наглядно
показать, как пользоваться карандашом, фломастером, кисточкой. В период
пребывания в яслях детей обучают базовым навыкам в рисовании. Малышей учат пользоваться гуашью, которой они рисуют
горизонтальные и вертикальные линии и, если получится, замкнутые линии (круг,
овал).
В процессе лепки дети знакомятся со свойствами пластилина, глины или теста. Малыши учатся отщипывать, сплющивать, раскатывать, соединять несколько кусочков, пробуют делать аппликации. Знакомясь с признаками и свойствами предметов, наблюдая за природой во время прогулок, проводя простейшие опыты, ребенок качественно обогащает свое представление о мире, о неживой и живой природе
Музыка – наверное,
самое доступное из всех искусств, для детей
раннего возраста. Многие дети, как только они слышат звуки, начинают
подпевать, пританцовывать, в общем, отвечать на звучание.
В ясельной группе
детского сада музыкальная деятельность детей в целом заключена в звукоимитации,
звукоподражании, подпевании, а так же ограничена несложными ритмическими
движениями (хлопками, притопами, кружением), которые нравятся детям. Конечно
же, занятия музыкой проводятся в игровой, доступной малышам форме.
Во время занятий по развитию речи в ясельной группе дети учатся понимать обращенную к ним речь, составляют предложения, общаются со сверстниками, осваивают культуру общения. Эти уроки сочетаются с артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, где малыши учатся воспроизводить звуковые образы, осваивают правильное речевое дыхание, воспроизводят ритмы стихотворения. Широко используя литературу и иллюстрированный материал, легко сделать занятия веселыми и живыми.
Ясельная группа детского сада большое внимание
уделяет развитию сенсорики детей, которая планируется в тесной связи с
остальными областями развития, так как это дает ребенку представление о
размере, форме, цвете предметов и обязательно будет использоваться им в
будущем. Малыши учатся группировать предметы по свойствам, попутно
совершенствуя движения рук во время вкладывания-вынимания предметов, при игре с
мозаикой
Умственное развитие
ребенка тесно связано с физическим. Малыш, который лучше раскрепощен и более
подвижен больше узнает об окружающем мире. Его ум получит больше пищи для
размышлений. Он будет чувствовать себя увереннее и станет более контактным со
сверстниками и взрослыми. Поэтому нужно совершенствовать умение ребенка играть
в подвижные игры, которые кроме физического воспитания будут давать развитие
образному мышлению, фантазии, научат взаимодействовать с другими детьми. Он
должен упражнять двигательные навыки, силовую гимнастику.
Для того чтобы малыша не утомляли занятия, их организуют так, чтобы они не пересекались по смыслу и не повторялись. Оптимальным является, когда занятия на развитие фантазии, мышления, речи сменяют подвижные и быстрые игры, танцы, физические упражнения, которые можно продолжить во время прогулки.
Соблюдая эти несложные
правила в работе с детьми раннего возраста, воспитатель ясельной группы
добьется комфортной и спокойной обстановки, раскроет потенциал каждого ребенка
и научит его правильному общению со взрослыми и сверстниками.